Автор: Ольга Савицкая. Фото из личного архива и @belsrusfashionweek Опубликовано: 27 декабря 2021

О достижениях именитого белорусского дизайнера Людмилы Таракановой можно говорить долго. Она – неоднократный участник Недель моды в Беларуси и за рубежом, выставок в Париже и Дюссельдорфе, победитель конкурса «Белая амфора» в Витебске и многих других фешен-проектов. Людмила подготовила целую плеяду молодых авторов, которые работают сейчас в разных странах мира. Она работает под маркой TARAKANOVA, преподает дизайн и моду в Витебском государственном технологическом университете, в ее творческом багаже более 50 коллекций мужской одежды… Список можно продолжать. Дизайнер рассказала журналу «Город женщин» о своей насыщенной и яркой жизни: судьбоносных встречах, устремлениях и творчестве.

О семье и выборе профессии

Я очень хорошо помню, как в первом классе написала в сочинении, что хочу быть художником. Дома у нас стояла энциклопедия по искусству в десяти томах, и я постоянно листала эти книги, а еще рассматривала открыточки из разных залов Эрмитажа. Думаю, тяга к эстетике у меня от папы. Он был командиром отделения турбинистов на атомной подлодке К-19. Папа имел отменный художественный вкус, он всегда стремился к гармонии в быту, к сохранению традиций. За обеденным столом, красиво сервированным, в том числе старинным серебром, должна была собираться вся семья. Папа пытался в свое время поступать в художественное училище, но не сложилось, хотя искусство любил всегда. Когда приезжал в Питер, каждый раз посещал Эрмитаж. И был настолько вдохновлен залами музея, что даже в интерьере квартиры использовал именно такие орнаменты. А вот способности к шитью и «реактивность» в характере достались от мамы – она долгие годы работала швеей в ателье.

О золотом студенчестве и «уроке» Ива Сен-Лорана

Я с красным дипломом окончила Рязанское художественное училище в 1984 году, а затем училась в Московском текстильном институте им. А. Н. Косыгина. После выпускного в училище пришла из ресторана под утро, папа был недоволен таким поведением и строго спросил: «Ну что, поедешь в Волгоград (по распределению), будешь поступать в институт или собираешься сидеть на шее?» Мне не хотелось быть иждивенкой. Собрала вещи и поехала поступать в Москву. Получается, благодаря тому, что мне дали пинок, я «вылетела в свет». Тогда мне было 19, началось прекрасное время – счастливое и беззаботное.
Это был золотой период. Мне посчастливилось воочию увидеть, как работает Ив Сен-Лоран, когда он в 1986 году привозил выставку в Москву. Я вспоминаю этот эпизод из жизни с восхищением, потому что подобного мастерства не видела нигде, может быть, только на выставках Александра Васильева – историка моды, художника, известного коллекционера.
Что касается моей первой коллекции, это был первый в СССР совместный показ со студентами Амстердамской академии моды. Тогда мои эскизы разбирали в подарок студенты Голландии, а сама коллекция «Петровские времена» была отмечена публикацией в известном издании «Студенческий меридиан».

О непростых 90-х

По окончании вуза меня распределили в Витебский государственный технологический университет. Преподаватель этого вуза Галина Васильевна Казарновская, которую я безумно люблю, уважаю, считаю своим учителем по жизни и которая по сей день работает профессором в ВГТУ, приехала в Москву на «закупку специалистов». Профессор моделирования Татьяна Василь­евна Козлова, которая меня всегда отличала в студенчестве и у которой я позже училась в Москве в аспирантуре, предложила Казарновской мою кандидатуру. Так я попала в Беларусь. И осталась здесь. Вышла замуж, родила дочь.
Когда я приехала в вуз, там как раз открывались специализации «Художественное проектирование костюма» и «Художественное проектирование обуви и кожгалантерейных изделий». Мне по­нравилось работать со студентами, я понимала, что за мной стоят люди, которых я обязана научить. И могу с гордостью сказать, что мои выпускники работают на предприятиях легпрома и в области fashion-индустрии во многих странах мира. А мой ученик, художник-дизайнер Сергей Мелех, один из первых парней-обувщиков, сейчас занимает должность первого заместителя директора в холдинге «Марко».
1990-е для всех были тяжелыми. Я помню то время очень хорошо, когда зарплата была 20 долларов. Я жила в общежитии, с грудным ребенком на руках. Оставляла дочь в комнате спящую и бежала отоваривать талоны на молоко, сметану, масло, но мне обычно не везло в очередях – прямо передо мной все заканчивалось. Постоянно думала: как я буду кормить ребенка? Это удручало. Но даже в те непростые времена спасалась работой: радовала возможность быть в профессии и дарить свои знания студентам.

Об учителях и кумирах

Любовь к моделированию мне привила Екатерина Александровна Янчевская. Это преподаватель, которого я просто боготворю. Именно она научила меня мыслить, создавать формы, работать с материалом. Я сейчас часто говорю студентам ее поговорку: «Два миллиметра вправо, два миллиметра влево – получится совсем другая модель».
К слову, Екатерина Александровна – педагог Вячеслава Михайловича Зайцева, которого я считаю огромнейшим авторитетом в мире советской моды. Безусловно, не только я. И Пьер Карден, и Ги Ларош называли Зайцева «королем моды» и «красным Диором». Мне посчастливилось общаться с ним. Вячеслав Зайцев стал лидером общесоюзного Дома моделей – самого авторитетного учреждения в сфере моды и одежды, куда приезжали на художественные советы модель­еры из всех республик СССР. Так вот он вручал мне книгу на одном из московских конкурсов, где я стала лауреатом. Помимо Вячеслава Зайцева и Ив Сен-Лорана, в числе моих кумиров – Эльзуа Диапарелли и Рея Кавакубо – за умение создавать формы; Вивьен Вествуд – за ее ненормальность и «нахальство» в моде; Джон Гальяно – за его театральность и потрясающие показы.

О дороге к «Белой амфоре» длиною в 10 лет

В 1995 году прошла первая «Белая амфора» – конкурс под эгидой Министерства легкой промышленности. Он был «самородком» на постсоветском пространстве, по­этому все – и начинающие авторы, и дизайнеры с именем – ехали в Витебск, чтобы участвовать в «Амфоре». Учредители были серьезные: некоторые вузы, наш в том числе, фабрика КИМ, Витебское трикотажное предприятие и другие. Международное жюри было представлено Россией, Польшей, Германией. Несколько лет подряд председательствовал в жюри Александр Васильев.
Я участвовала в «Белой амфоре» с самого начала: дебютировала с коллекцией «Иголка и булавка», год спустя – с работой, посвященной творчеству Гогена. И так каждый год, пока в 2006-м не получила Гран-при «Белой амфоры». Десять лет я шла к этому. Считаю тот успех одной из важных вех в своем творчестве, как и другие победы: звания «Самый стильный дизайнер Беларуси» (2011), «Лучший модельер Беларуси» (2012), «Лучший дизайнер мужской одежды» (2018, 2019).

О необычной коллекции и Дягилеве

Что касается новой коллекции сезона весна-лето – 2022 «Антреприза» от TARAKANOVA by glo™ (дизайнер представила ее на Belarus Fashion Week 2021. – Прим. ред.), то она посвящена знаменитому антрепренеру Сергею Дягилеву, 150-летие которого отмечает в этом году мир искусства. Еще на четвертом курсе я купила себе великолепную увесистую книгу «Русские сезоны в Париже», отдав за нее почти всю стипендию, и именно тогда познакомилась с творчеством известного импресарио. Дягилев – основатель Парижских сезонов, которые начались в 2006 году. Он покорил всю Европу русской оперой и балетом. С ним сотрудничали легендарные личности: Бенуа, Бакст, Матисс, Пикассо, Головин, Лифарь, Нижинский, Стравинский и др. Мое видение этих творческих лидеров, образы, посвященные каждому из них, были представлены на показе. Музыкальное сопровождение – аранжировку музыки Николая Черепнина – подготовила моя дочь Надюша в соавторстве с Владимиром Йованом. Также она срежиссировала шоу, чем я очень горжусь.
Показ моей коллекции прошел в сотрудничестве с брендом glo™. Образы от марки TARAKANOVA были дополнены эксклюзивной линией аксессуаров для glo™ от дизайнера Елены Проть­ко. Директор Белорусской палаты моды Янина Гончарова предложила этому ведущему международному бренду несколько кандидатур для сотрудничества, за что ей отдельная благодарность. Они выбрали мою коллекцию, и я, конечно, с удовольствием согласилась.
Интеграция на BFW понравилась обеим сторонам, и, возможно, сотрудничество с этим брендом продолжится.

О мужской одежде, метро- и ламберсексуалах

Периодически мне задают вопрос: зачем вы одеваете мужчин в юбки, платья? Всегда отвечаю, что исторически мужчины и носили такой ассортимент.
У меня есть лекция «Каноны красоты», где я рассказываю, как менялся облик мужчины. В становлении мужского костюма есть много интересных историй. Например, в 1720-х годах король Англии Генрих IV, посетив Шотландию, ввел в моду мужскую юбку. Он сам ее примерил, приказав художнику написать портрет в килте. Таким образом, поднял этнический аспект принципа организации костюма и ввел в культуру ношение юбок, которые сейчас в Европе активно использует креативное мужское население.
В XVII-XVIII веках мужской костюм назывался платьем. Сейчас пришло время, когда мужчины будут носить женскую одежду не для подчеркивания некой женственности, а ради удобства, функциональности.
Свежие идеи всегда вызывали бурную реакцию. Например, великий Ив Сен-Лоран шокировал публику тем, что сделал женский костюм а-ля смокинг. Модель, надев костюм с прозрачной блузкой, появилась в кафе. Это было диковинно для обывателя – и девушку выгнали. Но сегодня агендер стал уже привычным.
При этом я не одеваю в платья всех мужчин, я показываю: такое тоже можно носить без ущерба для брутальности. Брутальности вредит другое. Сегодня образ спортивно сложенного мужчины заменился образом сидящего на диване или за компь­ютером. Нас в юности всех гоняли на физкультуру, мы постоянно сдавали нормы ГТО, то есть молодое поколение было физически развито. Сейчас же этого нет. Мне кажется, если молодежь не займется серьезно спортом и работой над своим телом, все придет к безликости моды в принципе.
Хотя есть и другие тенденции. Например, метросексуалов, изысканно относящихся к своей внешности, сегодня сменили ламберсексуалы, которые, кстати, тоже безумно себя любят, но в них отражается запрос общества на возврат к внешней мужественности. И это свидетельствует об усталости от стандартов мужской изнеженности.

Об экологичности в моде

Одно из наиболее востребованных направлений в моде сегодня – экологичность. Магазины продают одежду из переработанных тканей. Многие дизайнеры делают фотосессии, показы коллекций на фоне природы. Стелла Маккартни, один из лидирующих авторов Англии, создает фотосеты на фоне мусорных свалок, чтобы показать, сколько мусора мы оставляем на планете. Экотема актуальна. Это очень хорошо.

Источник